"Всё лучшее начинает в детстве" презентация https://disk.yandex.ru/d/pR7ePjhk31bqKw
Л.А. Казакова, учитель-логопед
В современном обществе становится всё меньше стимулов для естественных движений. Наши дети буквально «приросли» к телевизорам, компьютерам. Большую часть времени они проводят дома. В результате гипокинезия – лишний вес, снижение функций организма, различные заболевания.Нарушение устной и письменной речи является распространённой патологией у современных школьников. Речевые расстройства напрямую связаны с психофизическим развитием. И наша задача в организационно образовательной логопедической деятельности подобрать такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать двигательную и речевую активность детей, влиять на коррекцию речевого развития.
Можно выделить пять основных методических приёмов и форм развития речи с помощью движения:
-Логоритмика, как «терапия движением»
-Артикуляционная гимнастика
-Развитие мелкой моторики
-Физкультурные минутки
-Физическая культура
Главная задача логопедической ритмики – это содействие логопедической работе по коррекции речи детей путём использования различных упражнений, предусматривающих сочетание музыки, движения и речи.
Система логоритмической работы имеет большое значение:
- Для развития темпа и ритма речевого дыхания
- Для развития орального праксиса
- Для укрепления мимической мускулатуры.
- Для формирования фонематической системы
- Для развития темпо – ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи.
На логопедических занятиях проводятся такие упражнения, которые способствуют развитию регуляции мышечного тонуса, например:
-упражнения «Волны» руками, «Волны» туловищем;
-упражнения для развития речевого дыхания и голоса:
«Умное эхо», «Тихо-громко»;
-упражнения для совершенствования навыков движений и действий в коллективе – игра «Сцепка вагонов», и др.
-Игры «Осенние листочки», «Барабанщик» формируют у детей представление о темпе, понятиях «быстро» и «медленно».
-Игры «Паровоз», «Карусели» развивают умения соотносить темп речи и движений, темп речи и движений с темпом музыки
Задачи артикуляционной гимнастики:
-Воспитание точности
-Дифференцированности
-Чёткости
-Плавности
-Устойчивости артикуляционных движений.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. При отборе материала надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. Например, «Сказка о Весёлом Язычке», «Храбрый комар», «Прекрасная обжора».
Для развития артикуляционной моторики на логопедических занятиях проводятся различные упражнения для губ, языка, нижней челюсти.
Например:
«Прятки» - чередование плотно сжатых губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов.
«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам.
«Теннис» - движение языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки и др.
Артикуляционная гимнастика рекомендуется для развития и совершенствования основных речевых движений. Необходимо следить за качеством выполняемых движений, за точностью и правильностью, достаточным объёмом движения, техникой выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием мимических движений.
- Развитие мимических мышц лица строится на использовании естественных мимических движений:
- «Плакса» - зажмуривание глаз;
- «Тигрёнок» - оскаливание зубов;
- «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
- «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба; и др.
Развитие пальцев рук и кистей.
Происходит развитие статической координации, развивается динамическая координация, развивается двигательная память.
- Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующими влияниями на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
- Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев полезна для подготовки руки к письму.
Работа по формированию координации, силы и произвольности мелких движений пальцев рук на логопедических занятиях может осуществляться на четырёх уровнях:1.Уровень слухового восприятия звука, слова, фразы, текста.
2.Уровень произношения изолированного звука, слова, звукосочетания (в форме звукоподражаний).
3.Уровень произношения слова, фразы, стихотворного текста.
4.Уровень произношения связных текстов и самостоятельной правильной речи детей.
В начале, дети обучаются несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их.
Так же их обучаем элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Самомассаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Дети обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретно-образное мышление, поэтому содержание и ритм стихотворных текстов максимально приближен к характеру самого движения. Судя по тому, с каким интересом и удовольствием они выполняют, казалось бы, скучные двигательные упражнения, видно, что в воображении детей возникает конкретный образ.
К изображению поз и движений пальчиками я добавила тактильную азбуку – изображение пальцами букв.
Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
Занятия физкультуры – главная форма физического воспитания детей с нарушениями речи.
Цели проведения игровых упражнений:
-.Развитие ориентировки в пространстве и координации движений
- Улучшение осанки
- Развитие лексического строя речи
- Развитие речевого дыхания
- Развитие правильного звукопроизношения
- Обучение самомассажу
В организационно образовательной логопедической деятельности применяются такие игры, как
1) «Узнай цветок по запаху». Цель игры – развитие обоняния и глубокого вдоха.
2) Игра «Четыре слова», цель игры – расширение запаса имён существительных в активном словаре детей.
3) Игра «Найди себе пару», цель игры – учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения, развитие зрительно-пространственной ориентировки и другие игры.
4) Игра «Космодром» формирует навыки ориентировки в пространстве и во времени.
-Для формирования коррекции правильного звукопроизношения подходят игры «Космонавты», «Запятнай пару».
- Игры «Весёлая пчёлка», «Остров плакс», «Шарик» включают в себя элементы психогимнастики. Они учат детей направлять дыхание и внимание на определённые участки своего тела, напрягать и расслаблять мышцы.
- Обучение самомассажу происходит в упражнениях «Заводим машину», «Лепим красивое лицо», «Лебединая шея»
Таким образом, развитие двигательной и речевой активности детей с нарушением речи влечёт за собой развитие всей речевой системы, активизацию мыслительной деятельности, лучшее усвоение программы.